Из истории Самары

Самара основана в 1586 году князем Григорием Засекиным как крепость на левом берегу Волги, защищающая речной путь от набегов кочевников. Мимо Самары плыли торговые суда, из нее направлялись степными дорогами торговые караваны. Официальная дата образования Самарской губернии – 1 октября 1851 года, указ подписан Николаем I. Вторая половина XIX века и первое десятилетие века XX во многом предопределили характер экономики региона и его архитектурный облик. Самара – город купцов и ремесленников. Здесь торговали кожей, зерном, ювелирными изделиями, а с середины XIX века керосином и другими нефтепродуктами.
С Волги просматриваются архитектурные достопримечательности города, среди которых старинный пивоваренный завод, открытый более 150 лет назад немецким предпринимателем Фон Вакано.

Вплоть до сегодняшнего времени в «купеческой» Самаре господствует стилистическая эклектика. На улицах города можно найти примеры практически любого известного в мировой архитектуре направления. Дома самарских купцов и самарской знати XIX века – главные исторические памятники современного города.

На улице Дворянской (ныне Куйбышева). Эта улица с дореволюционных времен была центром торговой, политической и общественной жизни Самары. Здесь открывали свои магазины наиболее успешные купцы, строили свои особняки представители власти. Здесь размещались здания Общественного и Коммерческого собраний, городской сад купца Струкова, ряд банков, гимназия, протестантская церковь. По сей день эта улица является центральной в исторической части города.

Октябрьская революция 1917 года для Самары прошла без единого выстрела. О победе Красной Армии объявил Валериан Куйбышев. Однако в июне 1918 года городские повстанцы и пленные австро-венгерской армии совершили захват власти. Красная Армия под командованием Чапаева вошла в Самару 7 октября 1918 года, и здесь вновь была установлена власть Советов. Позже, в 1928 году, Самара стала центром в Средне-Волжской области. Через год область реорганизовали в край. В январе 1935 года город переименовали в Куйбышев. Самарцы во многом активно поддержали советскую власть, т.к. практически накануне революции (1889–1893 гг.) здесь жил Владимир Ленин, который именно в Самарском суде и начал свою юридическую карьеру. Считается, что одновременно он вел активную политическую работу.

Запасная столица. Почему именно нашему городу суждено было стать запасной столицей? Сыграло свою роль множество факторов. Куйбышев был центром одного из крупнейших военных округов. Учитывалась также относительная близость к фронтам, значение крупного железнодорожного узла, наличие прямого сообщения с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, Казахстаном и Средней Азией. Ну и, наконец, Волга – транспортная магистраль и водная преграда, защищавшая город с запада. Во время Второй мировой войны в Куйбышев из Москвы были эвакуированы стратегические предприятия страны, дипломатические представительства различных стран, коллективы ведущих российских театров, в том числе и Большого театра.

В Советское время Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года и космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и легкой промышленности. Все советские и российские космонавты стартовали в космос на ракетах-носителях семейства Р-7, производимых самарским предприятием «ЦСКБ-Прогресс», в том числе первый космонавт планеты Ю. Гагарин 12 апреля 1961 года. Из Куйбышева Юрий Гагарин рапортовал по телефону главе государства Н. С. Хрущёву об успешном выполнении первого в истории человечества пилотируемого полета в космос. Монумент Славы в Самаре – 13-метровая скульптура, изображающая рабочего, поднявшего на вытянутых руках стилизованные крылья самолета, возвышающаяся на 40 метров над землей, – памятник в честь самарских тружеников.

Самарская набережная – одна из крупнейших в России. Впервые о строительстве набережной в Самаре заговорили в 30-х годах XX века. Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни… Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи.
Из современных ансамблей в стиле хай-тек выделяются жилой комплекс «Ладья», состоящий из трех «свечек», и здание ОАО «Самаранефтегаз».
Сегодня протяженность самарской набережной – около 6 км. Отличительная ее особенность в том, что на всем своем протяжении она идет параллельно с городским пляжем.

Статья: К. Русяева, фотограф П. Шумков.
Для юбилейного альбома «Самаранефтепродукт»